Наверняка многие считают, что американские автомобили обязательно должны быть огромными, иметь многолитровые двигатели, причём обязательно бензиновые. Это правда – маленькие машины в США не любят – так исторически сложилось. Этому способствовали в том числе бескрайние просторы и неразвитость общественного транспорта. А вот за пределами Штатов американские марки автомобилей, как правило, не жалуют, хотя известны они повсюду.
История американского автопрома
Пионером автомобилестроения в США стал Генри Форд. Именно этот человек придумал конвейерное производство, что удешевило себестоимость (и, соответственно, розничную цену) готового автомобиля так, чтобы его смог купить любой американец среднего класса. Ford T стал поистине легендой – это первый по-настоящему массовый автомобиль в мире – всего с 1908 по 1927 годы было изготовлено более 15 миллионов экземпляров.
Бурный рост количества производимых автомобилей привёл к изменениям и в других сферах жизни человека. В частности, стало необходимо намного меньше корма для лошадей, чем ранее (ведь их заменили тракторами и машинами). Поэтому освободились сельскохозяйственные земли под другие культуры. А в городах больше не нужно было убирать с улиц конский навоз.

В это время стали появляться всё новые и новые марки американских автомобилей. Со значками и названиями дело обстояло так: в качестве имени использовали фамилию основателя (Ford, Chevrolet) либо другого человека (Cadillac). А логотипы рождались по-разному. Например, Крайслер с 1924 года сменил около 12 значков. Причём один из них – ромб с пятиконечной звездой внутри – выбрали вообще без какого-то скрытого смысла, а просто потому, что он «круто смотрелся».
Уровень конкуренции был очень высоким. Многие фирмы, не выдержав соперничества, прекратили существование. Лидерство захватила «Большая американская тройка» — Ford, General Motors и Chrysler. Эти же три компании (а также несколько более мелких) смогли пережить и Великую Депрессию (1929 – 1932) – период, когда производство автомобилей резко упало почти втрое. Удалось сохранить производство не только бюджетных, но и дорогих машин.
Во время Второй Мировой войны промышленность полностью перевели на военные рельсы, а с 1942 по 1945 годы и вовсе действовал запрет на производство легковых автомобилей. После его отмены ещё некоторое время на рынке наблюдался дефицит.
После войны Большая тройка стала заметно наращивать продажи. А вот многие другие компании, наоборот, вынуждены были образовывать альянсы, чтобы удержаться на плаву.
В конце 1960х стали модными автомобили типа «pony car». Это небольшие и недорогие спортивные машины, которые «в базе» оснащались скромными двигателями. Яркие представители класса – Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger, Pontiac Firebird и другие.
В 1973 году произошёл первый нефтяной кризис, а в 1979-80 годах – и второй. Результаты:
- резкий рост цен на топливо;
- снижение габаритов машин, а также объёма и мощности двигателей;
- введение законодательных норм ограничения расхода горючего;
- значительное ужесточение требований по экологичности. Отсюда – повсеместное внедрение каталитических нейтрализаторов. От карбюраторных моторов полностью отказались.
В начале 1980х на рынок США активно приходят японские компании – Toyota, Suzuki, Honda. Они стали предлагать компактные, экономичные и недорогие автомобили с передним приводом. Причём японцы быстро поняли, что возить машины через океан невыгодно, и стали организовывать производства уже на месте. В ответ американцы стали организовывать с «пришлыми» конкурентами совместные производства, так как сами были не столь гибкими.
В начале 1990х годов пикапы и внедорожники стали теснить легковые автомобили. Отсюда – постепенное снижение продаж «классических» минивэнов. Honda и особенно Toyota начинают продажи гибридов. На первых порах это было убыточно – зато японцы смогли получить необходимый опыт и разработать технологии, оставив американцев далеко позади в этом перспективном направлении.

В 2009 году General Motors и Chrysler официально объявили о банкротстве. Вмешалось государство. Оно инвестировало средства в GM (при этом были закрыты убыточные отделения). Chrysler и вовсе был продан итальянскому концерну FIAT.
В 2010х успехов добилась компания Tesla, которая производит престижные электромобили с большим запасом хода.
Наиболее популярные марки машин
Самые узнаваемые американские автомобили:
- Ford. В том числе – пикап F-серии – из года в год возглавляет список самых продаваемых автомобилей на территории США и Канады. Кроме того, в лидерах – внедорожники Escape и Explorer;
- Chevrolet. Бренд концерна General Motos. Лучше всех американцы покупают пикапы Silverado;
- Jeep. Культовый вездеход Wrangler в 2018 году занимает 15-ю строчку в рейтинге, в котором участвуют марки машин американского производства. Сразу за ним – Cherokee и Grand Cherokee.
Закрывшиеся компании
Количество фирм, не выдержавших конкуренции, измеряется десятками. Вот лишь некоторые:
- Willys-Overland Motors.Годом основания считается 1908. Производила знаменитые внедорожники Willys и Jeep. В 1953 году объединилась с Kaiser Motors, марка Willys была упразднена. Позже заводы передали компании American Motors, которая, в свою очередь, вошла в состав Крайслера;
- Studebaker. Фирма основана в 1852 году. Электромобили выпускала с 1902 года, а через 2 года освоила производство автомашин с двигателем внутреннего сгорания. В годы Второй мировой войны поставила 150 тысяч грузовиков в СССР. Закрыта в 1966 году;
- Pontiac – марка, входившая в состав General Motors. Упразднена в 2010 году в связи с финансовыми проблемами у материнского концерна.
Заключение
Американское автомобилестроение переживало взлёты и падения. Промышленники из США внесли весомый вклад в общемировое развитие этой сферы бизнеса. Со временем автомобили США получили компактные турбомоторы. Это общемировая тенденция, равно как и увеличение продаж гибридов, а также электромобилей.