Как проверить термостат в домашних условиях

Точно рассчитанному двигателю с высокими характеристиками отдачи и экономичности нужна стабильная рабочая температура, не выходящая за узкие рамки оптимального диапазона. Обеспечивает тепловой режим двигателя достаточно простое устройство – термостат. Возложенная на него задача настолько важна, что каждому грамотному водителю очень желательно уверенно представлять себе, как проверить термостат, не прибегая к помощи СТО, до которого далеко не всегда можно быстро добраться. Да и появляться там лучше, вооружившись необходимым минимумом познаний. Не стоит быть совсем уж беззащитным перед сервисменами.

Основные симптомы неисправности регулятора температуры

Стрелка указателя температуры хорошего мотора после прогрева должна уверенно находиться всегда на одном и том же делении шкалы, отклоняясь лишь в пределах погрешности зрения водителя. Только на старых или изношенных двигателях она может слегка гулять по шкале, в зависимости от текущей нагрузки и забортной температуры. Можно выделить четыре типичных случая, когда термостат начинает внушать подозрения:

  • двигатель перегревается в относительно безобидных ситуациях, вентилятор охлаждения долго не выключается;
  • процесс прогрева идёт намного дольше привычного времени, вплоть до невозможности выйти на рабочую температуру в холодное время года;
  • одновременно с этим снижается эффективность работы салонного отопителя;
  • температура радиатора в жаркую погоду на ощупь заметно отличается от температуры самого двигателя.
Как проверить термостат
Термостат выполняет важную функцию по поддержанию постоянной температуры

Если снижение температуры не так страшно, то перегрев с уходом стрелки индикатора далеко в красную зону очень опасен. Так можно попасть на серьёзный капитальный ремонт двигателя.

О последствиях и их причинах

Если термостат откажет в закрытом состоянии, то жидкость будет циркулировать по так называемому малому кругу, не попадая в радиатор и не охлаждаясь. Температура при движении с нагрузкой очень быстро вырастет до критической, жидкость начнёт кипеть. Сработает защитный клапан в пробке расширительного бачка и антифриз с паром будет выброшен наружу. Оставшись без охлаждающей жидкости, мотор начнёт разогреваться ещё быстрее, в результате чего его крупные детали, блок цилиндров и головку поведёт, деформация станет необратимой, крупного ремонта уже не избежать. В конечном счёте разгерметизируется прокладка головки, перегрев достигнет такой величины, что поршни заклинит в цилиндрах и двигатель надолго заглохнет.

В постоянно открытом состоянии термостат нанесёт куда меньший ущерб. Но износ деталей мотора сильно возрастёт, расход топлива увеличится, а пассажиры будут мёрзнуть, если это произойдёт зимой. Жидкость будет постоянно путешествовать по большому кругу, через основной радиатор, его обдув холодным наружным воздухом не даст деталям работать в штатном тепловом режиме. Быстро выйдут из строя свечи зажигания, могут постепенно закоксоваться поршневые кольца из-за перерасхода масла. Процессы будут идти медленнее, чем при перегреве, но ничем хорошим это тоже не закончится.

Простые методики проверки прибора

В составе термостата находятся клапаны, которые могут открывать путь жидкости через радиатор, одновременно перекрывая прямой перепуск обратно в рубашку охлаждения блока. Когда тепловой режим установился в пределах нормы, клапаны направляют большую часть антифриза в радиатор, все процессы стационарны, а температура жидкости примерно равна во всех точках. Проверка работы термостата всегда основана на замерах температуры в разных местах системы охлаждения. Её можно произвести приблизительно, не демонтируя регулятор с машины, или более точно после снятия.

Проверка работы термостата

Контроль состояния без демонтажа деталей

Сам процесс снятия термостата обычно несложен, но отягощён процедурами слива жидкости, а потом обеспечения герметичности, заправки системы и удаления воздушных пробок. К счастью, в большинстве случаев достаточно надёжной будет проверка прибора непосредственно на моторе:

  1. Для начала надо выяснить по какой схеме установлен термостат на конкретном автомобиле, то есть в каком порядке циркулирует жидкость по большому и малому кругам. От этого зависит, температуру какого из шлангов надо контролировать.
  2. Определившись со шлангом, можно запустить двигатель, и по мере прогрева рукой или специальным бесконтактным прибором (пирометром) измерять температуру поступающей в радиатор жидкости.
  3. При работе термостата на малый круг подводящий шланг радиатора должен оставаться холодным, это означает исправность соответствующего клапана.
  4. По мере приближения температуры к рабочей зоне по индикатору приборной панели, шланг должен начать теплеть, а затем стать настолько же горячим, как и двигатель. Это будет означать исправность термостата и правильную работу обоих его клапанов.

Проверить исправность термостата без снятия практически всегда можно с достаточной надёжностью. Главным при этом должно стать правило менять его на новый при малейших подозрениях. Здоровье двигателя важнее.

Проверка снятого термостата

Иногда всё же требуется более точная визуальная проверка. Чтобы узнать, например, рабочий ли термостат был куплен, не ставя его на машину, или убедиться в правильности заявленных порогов срабатывания детали.

Проверить исправность термостата
Самый надежный способ проверки работоспособности термостата — после его снятия с автомобиля

Для этого термостат помещают в сосуд с водой и ставят на плитку. Вода нагревается, температура контролируется подходящим термометром. У термостата обычно указываются температуры начала открытия и полного переключения потока на большой контур. Это прекрасно можно заметить, наблюдая за перемещением клапанов, нагревая воду до кипения и фиксируя показания термометра. Работоспособность подтвердится, если реальные пороговые значения совпадут с заявленными.

Как проверить мультиметром термостат

Особо следует упомянуть так называемые электронные термостаты. Никакой особенной электроники там нет, просто для более точной работы в них встраивается дополнительный нагревательный элемент. Это позволяет форсировать открытие радиатора при интенсивных нагрузках, а также решить проблему начального открытия, когда двигатель уже прогрелся, а к термостату поступило недостаточно тепла для быстрого срабатывания. В этих случаях система управления двигателем подаёт напряжение на нагреватель, который и ускоряет термостат.

Для проверки нагревателя достаточно переключить мультиметр на режим омметра и измерить сопротивление между контактами разъёма нагревателя. Обычно оно должно быть в пределах 10-20 Ом. Если разъём четырёхконтактный, значит в корпусе термостата ещё имеется датчик температуры, они имеют разное сопротивление, узнать которое можно из спецификации конкретного прибора и проверить тем же мультиметром.

Автомобильные термостаты не настолько сложны, чтобы с их проверкой не справился любой человек, проявивший минимум любознательности. А делать это стоит не только при появлении признаков неисправности. Например, опыт показывает, что эти приборы не любят плановых замен антифриза, воздушных пробок в системе и простого старения охлаждающей жидкости. Во всех этих случаях есть смысл провести несложные проверки, описанные выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

четыре × 1 =