Осушитель сжатого воздуха для компрессора: подготовка к покраске автомобиля

На успешный конечный результат при проведении покрасочных работ влияют несколько факторов. Пренебрежительное отношение к любому из них может привести к тому, что всю работу придётся выполнять заново. К примеру, удалять нанесённое покрытие и пускать рабочий процесс по новому кругу. В полной мере это относится и к очистке воздуха, подающегося на покрасочный пистолет. Для улавливания твёрдых частиц служат фильтры с различными размерами ячеек. Для удаления воды используется осушитель сжатого воздуха.

Необходимость очистки воздуха перед покраской автомобиля

Воздух, нагнетаемый компрессором в ресивер, уже не является идеально чистым. В нём непременно содержатся твёрдые частицы пыли и водяные пары. В него также попадает и масло, применяемое для смазки компрессора.

Здесь можно ознакомиться с характеристиками и ценами на осушители для компрессоров

Учитывая то, что на выходе из ресивера воздух находится в сжатом состоянии, все загрязнения имеют в нём большую концентрацию, чем в естественном состоянии. К тому же резкое его охлаждение в результате расширения приводит к конденсации водяных паров, образующих капли воды.

Вода, смешиваясь в пистолете с грунтовкой, краской или лаком, приводит к следующим последствиям:

  1. При попадании на окрашиваемую поверхность ухудшает адгезию ЛКП, что вызывает его отслаивание.
  2. Попадая в «глубину» слоя покрасочного материала, становится причиной разрывов последнего во время сушки.
  3. Удары частиц воды о поверхность красочного слоя вызывают появление на нём неровностей – кратеров.
Автомастерская
Покраска автомобиля требует тщательной подготовки

Если единичные кратеры на самой поверхности красочного (или лакового) слоя можно удалить шлифовкой и последующим полированием, то разорванное или отслоившееся покрытие необходимо удалять целиком со всей детали.

Требования к качеству сжатого воздуха

Для предприятий качество регламентируется двумя стандартами:

  1. Российским – ГОСТ 17433 80.
  2. Международным — DIN ISO 8573 1.

Российский стандарт устанавливает 15 классов чистоты. Для осуществления окрасочных работ высокого качества, согласно этому стандарту, требуется сжатый воздух 1-го класса. Если коротко – 1 м3 очищенного воздуха не должен содержать более 1 мг частиц размером более 5 мкм, точка росы – быть не выше -10оС.

Стандарт DIN ISO 8573 1 устанавливает раздельную классификацию по видам загрязнений. Для качественной окраски автомобиля этот стандарт устанавливает применение сжатого воздуха класса 1.4.1 (масло – пыль – влага).

При покупке оборудования достаточно знать лишь соответствие его (по классу) одному из этих стандартов, которое должно быть указано в сопроводительной документации.

Виды систем осушения

Далее представим виды осушителей.

Мембранные осушители

Мембрана такого осушителя состоит из полых синтетических нитей, собранных в пучок. При прохождении сквозь нити влага проходит сквозь их поверхность наружу и осушается потоком воздуха, отражённым в направлении, обратном основному потоку. По сути, происходит выдавливание воды, содержащейся в сжатом воздухе, наружу.

Схема осушителя
Мембранный осушитель

Основной недостаток мембранных осушителей сжатого воздуха – их малая пропускная способность. К числу достоинств относятся энергонезависимость и отсутствие необходимости какого-либо ухода за устройством.

Осушители сжатого воздуха рефрижераторного типа

Принцип действия рефрижераторного или конденсационного осушителя заключается в охлаждении воздуха. В результате чего водяные пары конденсируются и, собираясь в специальном резервуаре, сливаются наружу.

Основным элементом такого устройства служит теплообменник, где охлаждение сжатого воздуха осуществляется за счёт испарения фреона. Для того, чтобы обеспечить циркуляцию хладагента, необходим также компрессор.

Схематически устройство осушителя выглядит так:

Схема компрессора

Ввиду того, что такие осушители потребляют немало электроэнергии и не способны работать при отрицательных температурах, в автосервисах они не нашли широкого применения.

Адсорбционные осушители

Принцип действия адсорбционного осушителя сжатого воздуха для компрессора основан на способности некоторых веществ впитывать в себя и удерживать воду. Чаще всего применяется силикагель – раствор концентрированных кремниевых кислот с добавлением окислов щелочных металлов.

Двухколонный (или «двухколбовый») адсорбционный осушитель устроен следующим образом.

Адсорбционный осушитель

Пока в колонне №1 происходит осушение воздуха, в колонне №2 производится регенерация силикагеля, то есть удаление из него накопленной ранее влаги. Делается это посредством продувки колонны уже осушенным воздухом.

В дальнейшем, после заполнения впитывающего вещества в первой колонне, они меняются ролями. В первой происходит десорбция, во второй – осушение. Переключение режимов происходит как автоматически, так и вручную – в зависимости от конкретной модели устройства.

Замена силикагеля производится в среднем один раз в пять лет. Это, в сочетании с энергонезависимостью и высокой пропускной способностью, и послужило причиной широкого распространения адсорбционных осушителей среди автосервисов, занимающихся покраской автомобилей.

Принципы проектирования очистных систем

Расчёты систем очистки и осушения воздуха для покраски автомобилей должны иметь в своей основе не только конечный результат, выраженный в соответствии исходного «продукта» стандартам. Обязательно следует учитывать и такие характеристики уже имеющегося оборудования, как производительность компрессора, объём ресивера, расход воздуха покрасочным пистолетом и т.д.

Качественной очистки нельзя добиться установкой одного фильтра и одноступенчатого осушителя. Фильтры в пневмосистеме должны устанавливаться в несколько ступеней, с уменьшением размера ячейки.

Осушение также желательно осуществлять в несколько этапов. Современные системы для подачи воздуха на покрасочное оборудование предусматривают даже его подогрев в заключительной стадии. Так уменьшается риск конденсации паров уже непосредственно на выходе из пистолета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

два × пять =

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: