Виды аккумуляторов для автомобилей

Аккумулятор – это элемент, который может выручить или подвести в самый важный момент. Универсальной батареи не существует. Типы автомобильных аккумуляторов различаются по их устройству. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Для чего нужен аккумулятор

Некоторые дилетанты считают, что аккумулятор поставляет электричество в автомобиль постоянно. На самом деле — нет, ведь его ёмкости бы просто не хватило надолго. Бывает, что у автомобиля неисправен генератор – тогда говорят, что машина ездит «на аккумуляторе» и постепенно останавливается намертво. В первую очередь, батарея необходима для запуска двигателя при помощи стартера. Также она может дополнительно взять на себя часть нагрузки, если генератор не справляется. При заглушенном двигателе аккумулятор является единственным источником тока. Когда мотор заглушен и работают какие-либо энергопотребители (например, магнитола, аварийная световая сигнализация, стеклоподъёмники и т.д.), то для их питания используется именно «батарейка».

Аккумулятор в машине
АКБ является неотъемлемой частью автомобиля

Виды

Какие бывают аккумуляторы для автомобиля? Обычно используют несколько классификаций. Одна из них делит типы аккумуляторных батарей для автомобилей по основному материалу, который используется при производстве этого изделия. А как узнать тип аккумулятора автомобиля, который уже установлен? Нужно просто посмотреть на наклейку, там указано соответствующее обозначение.

Сурьмянистые

Старый тип, который уже не применяется для стартеров автомобилей из-за множества недостатков. Однако, в стационарных источниках электрического тока неприхотливость очень важна, поэтому такие батареи всё ещё используются в этих устройствах. Содержание металла, именуемого «сурьма» (Sb) в свинцовых пластинах – больше 5%. Сурьму используют, чтобы увеличить прочность свинца. Сам по себе этот металл достаточно мягкий и для аккумуляторов не подойдёт. Из-за сурьмы активизируется электролиз – внешне это выглядит, как будто батарея кипит. Нужно постоянно следить за уровнем электролита, чтобы пластины не оголились и не сгорели. А при понижении уровня доливать воду (обязательно дистиллированную). Поэтому такие батареи часто именуют обслуживаемыми.

Малосурьмянистые

Испарение электролита из аккумулятора в них намного меньше, чем у сурьмянистых аналогов. Такие АКБ называют необслуживаемыми, хотя они, скорее, малообслуживаемые – ведь проверять уровень электролита всё равно нужно. В составе содержится менее 5 процентов сурьмы.

Из других преимуществ — невысокая степень саморазряда во время хранения, а также – нормальная переносимость перепадов напряжения в сети автомобиля. Цена таких батарей вполне доступная.

Кальциевые

Кальций (Са) (а иногда и серебро) в решётки электродов добавляют, чтобы электролит ещё меньше испарялся, а также для снижения интенсивности электролиза. Поэтому современные аккумуляторы для автомобилей за всё время службы вообще не потребуют необходимости проверять уровень электролита, а также его плотность – и обозначение «необслуживаемая» в этом случае будет верным.

Ещё одно важное качество кальциевых батарей – очень небольшой саморазряд при хранении, сниженный на 70% по сравнению с аналогами, имеющими высокое содержание сурьмы. Напряжение, которое нужно для начала электролиза, увеличено с 12 до 16 Вольт, а перезаряд теперь практически некритичен.

Есть у АКБ, содержащих кальций, и недостатки. Во-первых, они очень чувствительны к глубокому разряду. Всего три-четыре таких события – и ёмкость существенно падает, а батарею придётся менять – реанимировать её не удастся. Ну и цена. Она заметно выше, чем у малосурьмянистых аналогов.

Кальциевым батареям очень не нравятся перепады напряжения в сети машины. Перед приобретением такого изделия нужно удостовериться в том, что устройства, включённые в цепь, являются полностью исправными.

Пластины калициевого аккумулятора
Схема кальциевой АКБ

Гибридные

«Переходной этап» между малосурьмянистыми и кальциевыми АКБ. Обозначаются как Ca+ или Ca/Sb. Решётки электродов сделаны по-разному – в положительные добавлена сурьма, в отрицательные – кальций. Отсюда и характеристики, значение которых — среднее, в частности, это касается расхода воды. Зато к сильному разряду и перепаду напряжения такая батарея относится вполне лояльно, да и стоит разумных денег.

AGM и гелевые

В обычных батареях обязательно присутствует серная кислота — очень ядовита для людей и животных. Он может спокойно вытечь, если батарею перевернуть. Конструкторы новинки связали электролит и сделали его куда менее текучим. Поэтому такие аккумуляторы можно использовать даже под наклоном (что важно, например, в авиации), а проверять характеристики электролита и доливать его нет нужды. Вдобавок, у них меньше осыпаются пластины.

Разница между двумя типами в том, что у AGM-аккумуляторов в качестве носителя электролита присутствует стекловолокно, имеющее пористую структуру. Оно расположено между пластинами. А у гелевых аналогов в электролит добавляются соединения кремния – таким образом и добиваются гелеобразного состояния.

У тех и других АКБ невысокий саморазряд. Также они спокойно переносят вибрации. Вдобавок, гелевые батареи выдают большой пусковой ток, вне зависимости от степени заряда, и даже находясь почти в полностью разряженном состоянии. А после того как случился полный разряд, могут восстанавливаться. Ресурс составляет около 200 циклов разряда-заряда. Общий срок службы – до 10 лет (в реальных условиях — до 7).

Однако, автомобильное зарядное устройство для всех типов аккумуляторов должно удовлетворять определённым критериям, поскольку гелевым батареям нужно давать меньший ток, чем нужно классическим свинцово-кислотным АКБ, иначе изделие можно испортить. Вдобавок, на морозе проводимость гелеобразного электролита сильно падает. А цена – высока.

Сейчас такие аккумуляторы используются, главным образом, в системах видеонаблюдения, источниках бесперебойного питания, а также в мотоциклах, водном транспорте и автомобилях премиум-класса.

Щелочные

Здесь в качестве электролита используется щёлочь. Существует два типа – «никель-кадмий» и «никель-железо». Преимуществ у таких аккумуляторов много (низкая степень саморазряда, устойчивость к отрицательным температурам, отсутствие вредных испарений и т.д.). Однако, внушительные габариты и вес, а также высокая цена делают их использование в стартерах транспортных средств бессмысленным. Гораздо чаще они используются в технике, работающей на складах, в виде тяговых батарей – размеры там некритичны.

Батарея литий-ионного типа

Литий-ионные

Перспективный и постоянно совершенствующийся тип, в качестве носителей тока в нем применяются ионы лития в различных сплавах. Среди достоинств батарей – масса (малый вес, большая удельная ёмкость, невысокий саморазряд). Но есть и недостатки, среди которых – плохая работа на морозе, небольшое количество циклов разряда-заряда (всего 500) и другие. А главное, скромная мощность, из-за которой такие аккумуляторы пока нельзя использовать в качестве стартерных. Зато их применяют как дополнительные, а также в мобильных устройствах.

Какую АКБ выбрать

Здесь всё зависит от конкретного автомобиля:

  • для немолодых машин (как отечественного, так и иностранного производства) оптимальным выбором являются малосурьмянистые АКБ. Они стоят недорого и спокойно переносят наличие проблем в бортовой сети, а ведь мало на какой машине с возрастом нет подобных неисправностей;
  • на свежие иномарки можно приобретать и кальциевые батареи. Да, они дороже, зато позволяют практически забыть о необходимости замерять уровень электролита и его плотность (мало кто из владельцев сейчас умеет больше, чем проверять уровень масла).

Среди критериев, влияющих на выбор:

  • ёмкость. Она не должна быть меньше, чем у заводской батареи. В противном случае в морозы не удастся обеспечить ток, нужный для запуска;
  • габариты. Слишком большая батарея попросту не поместится в посадочное место. Чрезмерно компактный аккумулятор, возможно, нельзя будет нормально закрепить – он будет шататься в движении;
  • бренд и цена. Выбор на рынке огромен, присутствуют различные типы АКБ для авто, изготовленные в России и за её пределами. Стоит обращать внимание и на срок гарантии.

Заключение

К приобретению аккумулятора нужно подходить ответственно, изучить виды и характеристики, поскольку эта деталь является очень важной для автомобиля. Также следует уделить внимание и особенностям эксплуатации. При соблюдении правил, батарея прослужит владельцу много лет и не потребует вмешательства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

четырнадцать − 2 =