Датчик дроссельной заслонки

В автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, выпускаемых в 21-м веке, передача положения педали акселератора на дроссельную заслонку редко выполняется при помощи тросика. Контроль за крутящим моментом производится электронным методом. В качестве обратной связи выступает датчик положения дроссельной заслонки.

Необходимость датчика положения

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) переводит угол положения заслонки в величину напряжения, которое поступает на блок управления двигателем. В свою очередь, в блоке управления аналоговый сигнал преобразуется в цифру и следует на микропроцессорный блок, который обрабатывает импульсы и подает сигнал на привод заслонки, который устанавливает его угол в требуемое положение. Каким образом происходит преобразование угла в напряжение на выходе ДПДЗ, что это такое, какие физические принципы он использует?

Рассмотрим, как работает датчик. В основе работы лежит применение потенциометров. Их техническое наименование – переменный резистор. На один вывод резистора подается стабилизированное напряжение с блока электроники (обычно 5 или 9 Вольт). Второй вывод резистора подключается к общей земле кузова авто. На центральном выводе потенциометра будет напряжение, соответствующее положению ползунка. Потенциометр дроссельной заслонки установлен таким образом, что его ось закреплена синхронно с осью заслонки. Увеличение угла поворота вызывает изменение напряжения на выходе датчика.

Ремонт машины

С целью увеличения надежности и помехозащищенности ДПДЗ в нем установлены два переменных сопротивления, работающих в противофазе. Принцип работы датчика заключается в том, что во время увеличения угла открытия воздушного канала, напряжение на одном ползунке увеличивается, на втором уменьшается. Данный сигнал подается на дифференциальный усилитель, который имеет повышенную чувствительность и помехозащищенность. При отказе одного из резисторов система управления двигателя может перейти в аварийный режим работы, руководствуясь показаниями исправного датчика.

Проверка работоспособности

Проверка датчика положения дроссельной заслонки выполняется в несколько этапов. На первом этапе выполняется компьютерная диагностика. Если она указывает на неисправность датчика, переходят к выполнению параметрической проверки. Для этого необходимо применение электроизмерительного инструмента, омметра.

Вместо омметра можно использовать универсальный мультиметр в положении измерения сопротивления на пределе 20 килоОм.

Перед тем, как проверить датчик, необходимо обеспечить максимальный доступ к нему. Далее обязательно выключают зажигание, снимают разъем с датчика. После этого последовательно подключают щупы мультиметра к крайним выводам сначала одного, затем другого сопротивления. Схему распиновки (расположения контактов) следует брать из руководства по эксплуатации и ремонта данной модели двигателя автомобиля либо специальных прикладных программ типа AUTODATA. Бесконечное сопротивление в цепи свидетельствует о неисправности ДПДЗ. Далее приступают к измерению величины сопротивления ползунков относительно крайних выводов резисторов. Результаты измерений сравнивают с требуемыми параметрами. В случае значительного расхождения величин устройство подлежит замене.

Симптомы неисправности датчика

Основные причины неисправности:

  • износ в области трения ползунка по рабочей поверхности напыления резистора;
  • механическое повреждение ДПДЗ;
  • попадание влаги в корпус устройства, коррозия;
  • оксидация контактов;
  • заклинивание оси.
Модель датчика
ДПДЗ

Признаки неисправности:

  • провалы приемистости двигателя при нажатии педали акселератора;
  • неравномерное движение автомобиля при нажатой педали газа;
  • плавание оборотов двигателя;
  • потеря тяги;
  • чрезмерное нарастание либо спад частоты оборотов двигателя во время движения;
  • непослушная педаль акселератора.

Выбор ДПДЗ

В случае неисправности устройство ремонту обычно не подлежит, требуется замена. Значимость датчика можно обозначить, если исследовать, за что отвечает ДПЗД:

  • количество воздуха, поступающего во впускной коллектор;
  • формирование рабочей смеси воздух/бензин;
  • потребление топлива;
  • динамические характеристики силового агрегата;
  • обороты холостого хода;
  • равномерность движения автомобиля;
  • безопасность движения.

Лучше заменить устройство на новое, от такой же модели двигателя и аналогичной марки автомобиля. Если подобрать полностью идентичный датчик не представляется возможным, допускается в справочных пособиях подобрать аналог, который полностью подходит по электрическим и посадочным параметрам. Обычно это удается сделать, когда двигатели относятся к одной линейке моделей.

Если подходящий вариант отсутствует в продаже, можно установить узел, бывший в эксплуатации. В этом случае необходимо проверить совместимость конструкции, крепления, параметров сопротивления при разных углах поворота.

Своевременный контроль работоспособности датчика при появлении первых признаков неисправности поможет избежать неприятных ситуаций при эксплуатации транспортного средства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

пятнадцать − тринадцать =

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: