Замена соленоидов в АКПП

В первых автоматических коробках для управления переключением передач и некоторыми другими функциями использовалась сложная и громоздкая система гидравлических насосов, клапанов и исполнительных механизмов. С внедрением электроники делать это стало значительно проще, поскольку стало возможно использовать соленоид АКПП – специальный электрогидравлический узел, позволяющий управлять потоками масла с помощью электрических сигналов.

Что из себя представляет соленоид

Это электрический клапан, способный при подаче на него напряжения перекрывать прохождение гидравлической жидкости или, наоборот, разрешать её протекание через свой канал. Более продвинутые устройства могут регулировать потоки, менять их интенсивность, давление или перераспределять движение масла между разными направлениями. Всё это необходимо для управления исполнительными механизмами коробки, которые уже непосредственно воздействуют на фрикционные пакеты, тормозные ленты, блокируют гидротрансформатор или открывают весь поток масла через гидроблок и радиатор охлаждения.

Разобравшись, что такое соленоид в АКПП, можно перейти к рассмотрению конкретных конструктивных исполнений деталей и более подробному анализу их работы.

порядок проверки и замены соленоидов
Соленоид является важной деталью коробки передач

Как устроен реальный соленоид

Электромагнитный принцип работы заключается в наличии обмотки из тонкого провода с большим количеством витков, при протекании по которой электрического тока возникает сильное магнитное поле. Внутри катушки помещён металлический шток, который намагничивается и начинает перемещаться в поле катушки. Со штоком связан гидравлический клапан шарикового или золотникового типа, который таким образом открывается или закрывается. Обратный ход клапана после снятия управляющего напряжения обеспечивает входящая в его состав пружина.

Примерный алгоритм, описывающий как работает соленоид в АКПП, выглядит следующим образом:

  1. Блок управления коробкой принимает решение на переключение передачи и подаёт напряжение на соответствующий клапан.
  2. В обмотке появляется магнитное поле, которое сдвигает золотник соленоида, управляющее давление поступает на исполнительный механизм.
  3. Блок фрикционов зажимается поршнем и в планетарном механизме выбирается нужное передаточное число.

Точно так же под управлением электронного мозга коробки задействуются и все прочие функции гидроблока по той же схеме:

  • принятие решения;
  • выдача электрической команды;
  • преобразование её соленоидом в гидравлическое воздействие;
  • выполнение команды;
  • получение обратной связи от датчиков коробки и двигателя.

Но некоторые автоматы уже устроены несколько сложнее. Там в одной детали объединено несколько функций.

Типы соленоидов

По описанному выше принципу работы соленоидов АКПП действуют самые простые устройства, имеющие два состояния — включено и выключено. Они и сейчас применяются, лишь получив несколько более усовершенствованную конструкцию для более надёжной работы. Но параллельно создавались клапаны посложнее, например, если рядом работают два соленоида в противофазе, то почему бы не применить один переключающий? Так и было сделано, появились двухканальные клапаны. Или трёхканальные, если считать входную магистраль. Такой соленоид может перебрасывать давление рабочей жидкости из одного выходного канала на другой, например, чтобы снять поток с поршня фрикционов передачи и сбросить жидкость в картер.

Следующим по сложности устройством стал регулируемый клапан. Он не имеет два положения «открыто-закрыто», а способен плавно изменять сечение проходного канала. Для этого на него подаётся изменяющееся по величине напряжение, обычно для этих целей используется ключевое регулирование по широтно-импульсному методу, как обеспечивающее наибольший коэффициент полезного действия и минимальный нагрев электронного управляющего ключа. Такая конструкция позволяет более плавно переключать передачи, делая этот процесс незаметным для водителя.

Как проверить соленоид акпп
Расположение соленоидов

Признаки и причины неисправностей

Как следует из принципа работы, проблемы с управляющими клапанами будут проявляться в моменты переключения передач. Коробка начнёт «пинаться», то есть пропадёт плавность изменения передачи, начнутся непредсказуемые и ненужные переключения или автомат может зависнуть на одной из передач. Потеряется адекватность управления. Чаще всего это бывает связано с потерявшим качество или загрязнённым маслом в АКПП. Такой продукт, проходя через клапаны, будет засорять и их, после чего тонкая гидравлика золотников и плунжеров плавно работать уже не сможет.

Обычно управляющая электроника сразу замечает неправильные реакции на свои команды, поскольку штатная модель работы АКПП зашита у неё в памяти в виде программы встроенного микропроцессора. И если контроллер хочет одного, а происходит совсем другое, он сам заметит признаки неисправности соленоидов АКПП и отреагирует зажиганием лампы неисправности на приборной панели водителя. Надо разбирать коробку и проверять гидроблок, хотя в отдельных случаях удаётся обойтись заменой масла и фильтра.

Зачем нужно менять соленоиды

Не всегда замена будет необходима. Иногда вполне возможно произвести ремонт соленоида АКПП своими руками. Для этого даже существуют ремкомплекты, хотя конечно далеко не с каждой деталью получится так поступить. Замена вместо ремонта – это общемировая тенденция в автомобильной технике. Тем не менее, если клапан удастся разобрать, то можно его проверить путём прозвонки электрической части, обмотки и подводящей проводки с разъёмами, очистить детали от грязи и металлической стружки, попавшей туда с маслом, и убедиться в восстановлении его нормальной работы. На чистом масле деталь ещё поработает.

Чистка соленоидов АКПП вряд ли потребуется, если регулярно заменять масло в коробке, даже вопреки заверениям производителя, что она этого не требует на протяжении всего срока службы. Оно так и есть, только срок этот окажется очень коротким. В пределах заводской гарантии на автомобиль. На самом деле коробка может прожить гораздо дольше, только надо почаще удалять продукты износа от тонких деталей гидравлики путём регулярной замены масла.

Что такое соленоид в акпп

Как и все прочие детали автомобиля, они не могут вечно работать без отказов или ухудшения своей функциональности. А от них в коробке многое зависит, эти клапаны руководят работой узлов, несущих большую нагрузку крутящим моментом двигателя. И малейшие отклонения в управляющей гидравлике откликнутся большими проблемами с коробкой в целом. Неуверенная работа фрикционов приведёт к их повышенному износу, продукты которого разлетятся с маслом по всему агрегату, разрушая все прочие детали. И замена масла поможет только временно. Поэтому отработавшую своё деталь лучше заменить вовремя.

Зная, как проверить соленоид АКПП, можно принять наилучшее решение, менять его или попытаться восстановить.

Порядок проверки и замены соленоидов

Работа достаточно сложная, доступна только при хорошем знании материальной части.

  1. При прогретом масле открутить сливную пробку и дождаться полного слива жидкости из картера.
  2. Открутив болты по периметру фланца поддона снять нижнюю часть картера и масляный фильтр, если он расположен между поддоном и гидроблоком. Иногда фильтр при таком разборе недоступен или вообще отсутствует.
  3. Отсоединив электрические разъёмы и освободив крепёж, снять плиту гидроблока.
  4. Проверить подозрительные соленоиды на электрическое сопротивление, подав на них напряжение выяснить состояние механической части, срабатывание клапанов.
  5. Если принято решение о замене, выбрать по каталогу точно соответствующую деталь и после тщательной промывки всех деталей, гидроблока и поддона установить взамен изношенной.
  6. При сборке заменить фильтр, его уплотняющее кольцо и прокладку поддона.
  7. Заменить масло в АКПП, установив его уровень в соответствии с инструкцией на конкретный автомобиль.

Наверное можно рекомендовать проводить эти операции профилактически при каждой замене масла, но сомнительно, что кто-то захочет этим заниматься. Хотя такие процедуры способны в разы увеличить срок службы коробки и всех её деталей. Но даже просто регулярная замена масла даст вполне сопоставимый эффект.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

2 × 3 =